Законы западного рынка очень жесткие — неважно, где этот Запад находится, пусть даже на востоке, в Японии. Сегодня все крупные компании, так или иначе, торгуются на бирже, а потому, сильно зависят от нескольких факторов. Многие компании имеют на бирже очень серьезные пакеты акций, от которых считается и капитализация компаний (условная стоимость, в зависимости от цены акций на бирже) — а это значит, что в компании должен быть назначенный руководитель, который работает исключительно в интересах акционеров, а не менеджмента, открытая структура, прозрачность финансовых потоков (то есть, привлечение нормального аудитора и консультантов). В таких условиях компания старается поддерживать красивое лицо и фигуру, делать фейс-лифтинг, антицеллюлитинг и подтяжку ушей. Любой прыщ на лице или несварение желудка ведут к тому, что окружающие не просто начнут вопросы задавать, а акции скидывать, в результате чего стоимость самой компании очень быстро пойдет вниз.
Мы уже писали о том, что в Olympus разгорелся скандал — поначалу все выглядело как обычные разногласия в менеджерской среде. Подумаешь, Совет директоров уволил Президента компании — где не бывает, разве есть что ужасное в том, что японцы не сработались с американцем? Однако, все оказалось куда страшнее: оказывается, в свое время пролетевшая на каких-то операциях компания для улучшения рыночной привлекательности решила свои долги слить на компании консультантов, которые ей с этим помогли, естественно, не бесплатно. Это было в 2008 году — этот снаряд тогда вроде как спустили в канализацию, и только в 2011 узнали, что его зарыли, причем не очень красиво и с парой соседствующих скелетов. Кто же знал, что консультанты не смогут спрятать все концы так, чтобы рынок в итоге не узнал?! Операций по прокачке финансовой отчетности сейчас есть огромное множество, причем варьируются они от белых до серых и даже черных. Последние на Западе почему-то не любят.
Странные люди, на самом деле: когда их обманывают, прекрасно торгуют акциями, даже если знают, что их обманывают (настоящие аналитики всегда и все знают), а вот когда все вскрывается, спешат продать, потому что знают, что чем быстрее продашь, тем меньше потеряешь. В итоге виртуальная цена компании с лета этого года упала уже не на десятки процентов, а в разы. Из компании, вслед за Президентом, потянулась очередь отставок с ключевых должностей (осень на дворе, вот на юг и засобирались, очевидно), и она довольно быстро лишилась вообще всех тех, кто в компании хоть за что-то отвечал. Впрочем, никто не остановил производство и продажи — сегодня Olympus бежит впереди паровоза со своими бриджевыми фотоаппаратами системы микро-4/3″ (обходя по продажам абсолютно всех последователей, вместе с ее партнером Panasonic), правда, есть предположение, что контора сильно демпингует, отчего ее подразделение по фотоаппаратом сильно тянет и без того напрягающийся баланс в минус. Понятно, что на фоне падающей цены акций это создает дополнительный негатив.
Впрочем, если бы у компании, на самом деле, все было бы настолько плохо, ее бы давно закрыли. Однако же, нет, она получает очень хорошую прибыль от основного своего направления, производства медицинской техники, да и фотоаппаратное производство далеко не бедствует, хоть и работает, возможно, ниже рентабельности. У него зато есть будущее: продав много фотоаппаратов рынку, можно смело надеяться в будущем на прибыль от аксессуаров и объективов, когда рынок уже гарантированно разделится. И тем не менее, компания, чтобы упрочить свои ослабшие позиции, может пойти на выправление своего баланса простым шагом: продаст бизнес производства фотоаппаратов. По слухам, именно об этом и идут сейчас переговоры в Японии.
В числе возможных покупателей первым будет Panasonic — он поддерживает систему, которая разработана Olympus и членом которой он является. Поведение других партнеров будет непрогнозируемым. Впрочем, представить в числе возможных покупателей можно кого угодно, даже Sigma, у которой нет своей компактной системы, но очень хочется. В то же время, компания уже сейчас начала производить под нее объективы. Во всем остальном можно делать даже самые смелые предположения: сегодня модно запускать компактные системы, а если на рынок выкинут компанию-идеолога самой популярной, да еще и с прекрасно работающим производством, это будет очень интересный для многих вариант.