Компания Sigma ещё на прошлой Photokina 2018 пообещала своим пользователям, среди которых, в основном крайне верные и фанатичные люди, что выпустит камеру с полнокадровой матрицей Foveon в течение ближайшего времени, ограничившись «пока» выпуском Sigma fp. Камера, кстати, классная, с рядом неплохих характеристик и точно с самым компактным корпусом среди беззеркальных. Однако, по какой-то причине, производитель после её выпуска, по всей видимости, передумал выпускать камеру на собственной технологии Foveon.
«we cannot say for certain when the full-frame Foveon X3 sensor will be put into mass production.»
Это слова директора Sigma из последнего интервью, которые я намеренно не перевожу на русский — хотя они сказаны по-японски, на английском там тоже язрядная доля скептицизма. Основная причина, которую озвучила компания, заключается в том, что компания видит неопределенность на рынке, то есть, протестировав спрос на недавнюю камеру, по всей видимости, пришла к выводу, что затраты на полнокадровую матрицу своей разработки могут в итоге и не отбиться. Понятно, что, с технологиями повышения детализации и улучшенной передачи цвета, дело со сбытом будет проще, поскольку аналогичных камер на рынке сейчас нет, но…
…производство – это не игра в кошки-мышки, а чётко прогнозируемая деятельность, когда производитель получает практически гарантированный сбыт и заранее просчитанную прибыль.
Здесь есть два аспекта, о которых следует подумать, применительно к Sigma. Прежде всего, камеры с матрицами Foveon появились в то время, когда разрешение матриц технически не позволяло сделать востребованные рынком решения с высокой пиксельностью матриц, а соответственно, с хорошей детализацией. Тогда трёхслойная матрица позволяла упаковать такое же количество полноцветных пикселей на одну матрицу, как в обычных камерах было с одноцветными, а поскольку данная технология не додумывает информацию на основании соседних каналов другого цвета (не применяет интерполяцию в таком же объеме), точность цветопередачи и уровень детализации в них были выше. Сегодня, когда существуют матрицы разрешением 64 мегапикселя на полном кадре, причём, не в прототипах, а в качестве реальных решений, ситуация кардинально отличается, и компенсировать разницу можно не только с помощью более дорогой технологии, а просто за счет более высокой дискретизации.
Но есть и другой аспект, который следует учитывать. «Снятие сливок» (это маркетинговый термин, который предполагает, что после выхода продукта на рынок все затраты на разработку и его рекламу переносятся на стоимость конечного продукта) можно было использовать тогда, когда рынок был растущим, и прогнозирование доходов было проще, а на падающем рынке открытие длинных позиций (инвестиции сегодня – доходы через пять лет) крайне рискованно, и все производители стараются обойтись открытием коротких. В них, в производственном понимании, совсем не входят большие инвестиции на разработку новых систем.
Компании Sigma куда проще сосредоточиться на выпуске оптических решений, которые уже не первый год лежат в лабораториях в полностью рассчитанном виде и ждут своей очереди в производстве.
Это, в основном, перевыпуск старых стекол под новые байонеты, которые уже в очередь выстроились за два последних года… собственно, Sigma сейчас этим и занимается, параллельно с разработкой новых оптических решений — на сегодняшний день именно она является сторонним производителем, производящим больше остальных для разных систем.
И, просто чтобы понимать логику моего заключения, обычно системы не закрывают, их просто «усыпляют», как старых собак. То есть, решение остается, спецификации на бумаге и в интернете — хочешь, производи, но для него новые элементы, которые его пополняют, не появляются, спрос ниже критического для производства. Даже Sony официально не закрыла свою зеркальную линейку (байонет A, купленный вместе с Konica-Minolta), хотя сегодня ни она, ни сторонние производители под этот байонет новый оптики уже не производят. Эта система существует даже в виде фотоаппаратов, которые оборачиваются на вторичном рынке, и можно купить как камеру в неплохом состоянии, так и большую линейку оптики к ней.
Поэтому перевести слова руководство о том, что «проект потребует больше времени, чем планировалось, поскольку для вывода продукта на рынок пришлось заниматься проектом полностью «с нуля», а не дорабатывать его до окончательного вида», означает как раз аналог русского выражения положить в долгий ящик — по сути, это бюрократическое умерщвление какого-либо прогрессивного начинания, которое «консервируют» в надежде на будущее, в то же время, будучи уверенными, что практически никогда к этому не вернутся.