Фотографию в последние годы лихорадит. Если еще десять лет назад свадебщики покупали технику на миллион и ездили на мерседесах, сегодня ситуация уже куда скромнее. Да, наша информационная жизнь, во многом, держится на фотографиях и визуальном восприятии, но и их создание, и пути потребления поменялись уже к сегодняшнему дню и, самое главное, продолжат меняться и дальше. Необходимо, однако, помнить, что легко ничего не происходит, всегда есть и инерционность, и инертность, и «эффект сползающей сметаны», поэтому тренд долго может оставаться, так сказать, под кожей, пока его не взорвет к полному удивлению организма. Коронавирус не причина — сам карантин просто ускорил те тренды, которые и так существовали, он лишь вывел их наружу. Но куда интереснее, почему Олимпус ушел и как Сони стала первой компанией в сегменте фото еще в прошлом году. Почему уступил Canon, а также почему Pentax так уверенно держится на рынке, несмотря на явное сокращение его адептов за последние несколько лет, к чему это все приведет.
Данные для этой аналитики я взял из «открытых источников» — любая компания обязана раскрывать свои данные общественности, если хочет, чтобы ее акции не просто покупали, но и рассчитывали на них заработать. Закон рынка — это то, что управляет нашей планетой, в лице абсолютного большинства стран с рыночной экономикой, и именно он доминирует над всеми остальными. Радостная новость для фанатов Sony, одержимых производительностью своего бренда, заключается в том, что в 2019 году бывший лидер рынка, компания Canon, уступила в объеме продаж в сегменте фото компании Sony. Здесь, правда, надо сделать оговорку, что Canon, в основном, продаёт недорогие камеры, а Sony, в основном, дорогие. Поэтому, в количественном выражении, ситуация несколько отличается, и это можно посмотреть уже по данным ассоциации CIPA (посмотреть). Однако, я сам сегодня намеренно выбрал куда более холиварную и хайповую тему, которая интересна, прежде всего, мне, а для вас я сделал очень интересные выводы. При этом я анализирую не общедоступную аналитику уже упомянутой выше уважаемой ассоциации, а сырые данные самих производителей, которые куда более интересны и проливают свет практически на всё, происходящее сегодня на рынке.
Sony
Учитывая то, что компания является огромным холдингом, в который входит даже кинопроизводство, а также развлекательные центры, ситуация у нее не самая лучшая — ряд сегментов в наибольшей степени пострадали от карантина. Отмечается негативный эффект в результате распространения коронавируса, которые также будут иметь последствия для будущей деятельности компании, с сохранением рисков, то есть, и в этом году тоже. Он актуален для производственных цепочек, логистики, кинотеатров и ряда производств.
оборот (матрицы) | 985 млрд. йен (+27,85%) |
операционная прибыль | 235 млрд. йен (+63,74%) |
оборот (камеры) | 384 млрд. йен (-8,86%) |
Отдельно интересен доход от продажи акций Olympus 80,357 млн (весь объем в августе выкупил сам Olympus).
Canon
Cenon публикует отчетность по календарным годам, поэтому я добавил ещё ситуацию в первом квартале 2020 года. Компания тоже отмечает спад из-за коронавируса, хотя рынок США для неё продолжал расти до февраля, включительно, но прогноз возврата к норме неясен.
оборот (фото и видео) | 807 млрд. йен (-16,80%) |
операционная прибыль | 48 млрд. йен (-62%) |
оборот 1 кв. 2020 | 151 млрд. йен (-13,95%) |
Новые модели Canon R5 и R6 и новые объективы выпущены только в середине июля и не подействуют на период основного карантина по всему миру, поэтому результаты за первую половину 2020 года будут печальными.
Nikon
Компания в 10 раз сократила выплату дивидендов, несмотря на чистый убыток и уволила 700 сотрудников, при этом, в минусе инвестиционная деятельность, убыток от которой немного сократился, при том что уменьшилась стоимость активов
оборот (фото и видео) | 226 млрд. йен (-23,73%) |
операционный убыток | -17 млрд. йен (22,28%) |
Основное падение пришлось на падение продаж в литографии на 42.8% и промышленной метрологии 54.1%. В сегменте фото в 2020-м выпущены камеры Z50 и Z5, а также ряд беззеркальных объективов.
Fujifilm
Отчетность Fujifilm за 2019 год
В числе основных сегментов пострадала фотография и оптика, но результаты падения меньше конкурентов. Динамика развития должна сохраниться в этом году, но новинок компания не представила.
оборот (фото и видео) | 333 млрд. йен (-14,03%) |
операционная прибыль | 25 млрд. йен (-50,88%) |
Компания выпустила успешные модели год назад, продажи которых были хороши, но более сильное сокращение прибыли говорит о плохом управлении затратами.
Ricoh (Pentax)
Доля Pentax в обороте компании несущественна, что позволяет компании поддерживать этот сегмент уверенно на плаву год от года, не инвестируя в него существенных усилий. Объемы продаж компании лишь немногим уступают холдингу Canon, но компания не выделяет фотосегмент в отдельное направление, включая его в раздел «прочее», вместе с решениями для автомобильного сегмента и смарт-зрением, этот раздел упал на 1.7% и составил 170 млрд. йен оборота.
оборот (прочее) | 170 млрд. йен (-23,73%) |
операционная прибыль | 2 млрд. йен (-86%) |
Olympus
Отчетность Olympus за 2019 год
Олимпус ещё в прошлом году сказал, что привержен медицине, что само по себе было приговором фотографическому подразделению. К сожалению, в 2020 году оно закрывается окончательно. На отчетность повлияли ряд выигранных дел в суде и возвраты по долгам, а также обратный выкуп акций компании с рынка в августе (проданных компанией Sony).
оборот | 44 млрд. йен (-10.40%) |
операционный убыток | -10 млрд. йен (-43,11%) |
Panasonic
Отчетность Panasonic за 2019 год
Компания избавилась от полупроводникового производства, продав его компании Nuvoton в 2019 году, лишив себя и Olympus собственных матриц в новом году и переключившись на аутсорсинг. Компания включает фото и видео в сегмент бытовой техники, вместе с кондиционерами, телевизорами и музыкой.
оборот (бытовая техника) | 2592 млрд. йен (-5.74%) |
операционная прибыль | 56 млрд. йен (-34,93%) |