Olympus ушел – смартфоны победили

Olympus ушел – смартфоны победили

Поделиться

Уход Olympus из фотографического сегмента – это далеко не Samsung, который избавился от своего непрофильного актива. Это очень серьёзный шаг компании, которая принципиально занималась фотографией, причём, опыт выпуска фотоаппаратов датируется аж на 84 года назад, а для японцев постоянство является чуть ли не национальной чертой.

Знаки

Olympus бродит довольно давно, хотя мой прогноз на два года был перечеркнут кризисом.

Были данные на рынке и в прошлом году, и ранее, которые ассоциировались со слухами, и даже российское представительство компании открыто их опровергало. Но их нельзя в этом винить, поскольку само представительство действует инерционно, продолжая продавать уже поставленную в страну и сертифицированную фототехнику в течение некоторого времени, поэтому, чтобы не угробить продажи, оно и давало неверные сведения (насколько можно сейчас утверждать «ложные», сказать не просто — скорее всего, с представительством никто такими данными и не делился, а пытаться угадать вектор головной компании по сигналам в разгар кризиса сложно, поскольку ситуация одинакова плохая у всех). Тем не менее, спецпредложения с продажей камер бесплатно покупателю топовых объективов мне не очень нравились.

Спецпредложение Olympus USA

Когда я полгода назад анализировал финансовую отчетность Olympus, уже там было видно, что компания прибегала к обратному выкупу акций, что обеспечило ей впоследствии рост курса на довольно долгий период.

Это довольно стандартная схема для всех компаний, когда они практикуют это для поддержки капитализации, и запрещенным шагом не является, но, в ряде случаев, это позитивно действует на финансовую отчётность, поэтому, если совету директоров нужно показать, что они работают хорошо, одним из инструментов, к которым они прибегают, как раз и является обратный выкуп акций. Однако, как раз в той же отчетности за 9 месяцев было сказано, что приоритетным направлением для компании является медицинская сфера, и было понятно, что если направление фото продолжит показывать убыток, инвесторы ей этого не простят, что и случилось в этот раз. Основная причина выхода с рынка — это совсем не смартфоны, на которые списывают падение спроса на камеры, а интересы инвесторов. Можно винить коронавирус за то, что он фактически подтолкнул финансовый кризис, от которого правительства крупнейших стран пытались многие годы, вопреки экономическим циклам, уйти.

Кризис

Кризисы, как таковые, однако, имеют очень важную задачу: они избавляют экономику от от устаревших технологий, давая дорогу новым, вынося старые, как мусор — так ушла пленка. Как бы мы ни относились к классической фотографии, её в ближайшие годы ожидают серьезные преобразования. Если фотоаппараты в своё время были драйвером роста полупроводниковых технологий высокого качества (вспомним пузырь развития цифровых технологий начала 2000х), время всё расставило по местам, передав этот драйвер смартфонам.

В последние годы направление фото брало на себя порядка 10% прибыли всего холдинга Olympus, основной частью деятельности которого оставалась медицинская техника.

Именно медицина позволяла держать не самое прибыльное направление в списке тех, которыми пользовалась Olympus. Даже в этом году компания отчиталась прибылью, при том что само направление фото получило операционный убыток уже третий год подряд при объеме в отчётности всего лишь в 5% от общего дохода — это уже считается непрофильным активом, от которого, по правилам современной экономики предприятия, уже избавляются.

Перспективы рынка

Естественно, я не прорицатель, но любой аналитик способен рисовать тренды, на основании имеющихся данных. Это как с погодой, если ты видишь грозовые тучи на горизонте, легко можешь предсказать, что через пару часов пойдет дождь.

Давайте будем считать, что дождь уже пошёл, Нам нужно только найти подходящий зонт и понять, какие ещё деревья упадут в округе.

Основные прогнозы по ситуации:

  • рынок фотоаппаратов продолжит сужаться, становясь из мейнстримного нишевым во всех сегментах (риск для масс-маркета
  • компании, занявшие ниши, продолжат в них работать (Fujifilm, Panasonic, Sigma, профессиональные линейки Canon и Nikon)
  • существует серьезный рынок риск полного ухода с рынка других фотографических подразделений крупных компаний, который будет реализован уже в течение ближайшего года
  • фототехнику Olympus будет в ближайшее время гораздо сложнее продать, это касается как поставок новой техники, уже завезённой в страну, так и и вторичного рынка, на котором вас ждут очень хорошие скидки

Что делать пользователям?

Ничего страшного не произошло, мир, по всей видимости, ещё не дошёл до конца света, поэтому, согласно международным нормам, бывший производитель, по всей видимости, обязательства по сервисному обслуживанию продаёт вместе с самим подразделением новому покупателю. Как это будет реализовано, сказать сложно, но на ближайшие пять лет вы будете обеспечены возможностями починить свою камеру стороннем сервисе, если она сломается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *